Влияние религии на политику. Иудаизм.

Теорию разделения властей возводят обычно к английскому мыслителю Джону Локку, который впервые предложил разделить власть на законодательную и исполнительную и судебную (которую он включал в исполнительную власть, но идея понятна). Однако исторически первым разделением властей, как провозглашённым (Богу – богово, а кесарю – кесарево), так и воплощённым на практике было разделение власти на светскую и религиозную.

Известно, какое мощное влияние имела в Средние века церковь как центр власти, во времена феодальной раздробленности куда более сильной, чем власть королей и прочих феодалов.

Сегодня, в большинстве стран мира, церковь от государства отделена. Однако вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что влияние религии на политику имеет место быть – и не только в Ватикане или теократиях Ближнего Востока. Однако особенности этого влияния мало изучены, а потому представляют известный интерес.

Очевидно, что даже основанные на Библии Религии Писания – иудаизм, христианство, ислам – значительно отличаются друг от друга, как в плане понимания высших истин, так и в плане отношения к окружающему миру. Поэтому будет разумно рассмотреть влияние на политику каждой из этих религий в отдельности. Начнём с иудаизма как наиболее древней из обозначенных трех религий.

Влияние религии на политику. Иудаизм.

Для осознания не только еврейской истории, но и истории всего человечества важно понять логику особенной политики государства Израиль, причем с самого момента его возникновения.

Идейной основой возникновения современного Израиля является сионизм. По мнению Израиля Шахака, сионизм, возникший в эпоху Герцля и Вейцмана как чисто национальное и светское течение, для укрепления своих позиций постепенно все больше стал опираться на поддержку влиятельных ортодоксальных раввинов и «классического иудаизма». Постепенно его основой стала так называемая «еврейская идеология», вытекающая из принципов «классического иудаизма». В частности, оттуда заимствованы принципы отношения евреев к неевреям, содержащиеся в талмудической литературе. Эта концепция используется и политиками в своих целях.

Уже к началу Второй мировой войны палестинские евреи (они объединялись общим понятием — Ишув) имели развитые органы самоуправления. У них было выборное Собрание (Ассефат Ханивхарим) и Генеральный совет (Ваад Леуми). Координация связи с еврейством диаспоры и переселение евреев в страну возлагалось на Еврейское агентство (Сохнут). Скупкой земель в Палестине ведал Еврейский национальный фонд (Керен Каемет), а организацией сельскохозяйственных поселений занимался Палестинский учредительный фонд (Керен Гаесод). Ишув имел несколько политических партий: Мапай во главе с Бен Гурионом, Общие сионисты во главе с Вейцманом, Херут, стоявшая на крайне правых позициях, во главе с Бегином, Мапам — оппозиция, стоявшая на позициях примиренчества с арабами. Существовали и несколько религиозных партий. Небольшое влияние имела и коммунистическая партия, поддерживаемая СССР.

Преследования евреев со стороны немецких национал-социалистов и европейских фашистов ускорили процесс формирования общееврейской позиции на сионистской платформе. Разногласия с СССР, в свою очередь, привели к дрейфу сионизма с левых, социалистических позиций в сторону буржуазных и откровенно правых, что упрочило влияние религиозного фактора на государственную мифологию Израиля и мировой еврейской диаспоры.

Государство Израиль, сохраняя внешне демократический фасад, по сути является жесткой, военизированной, централизованной структурой со многими тоталитарными и даже архаическими чертами. Такого влияния религии и ее предписаний на политическую и общественную жизнь еще надо поискать даже в исламских странах.

Израиль и его территории — кем бы они де-факто ни контролировались — представляют для иудейской религии огромную ценность — если не сказать центральную. Это не просто национализм или инстинкт колонизаторов — хотя евреи воссоздали спустя два тысячелетия свое государство отнюдь не на пустом месте: там давным-давно обосновался и обустроился совсем иной народ, который репатрианты довольно бесцеремонно подвинули. С точки зрения иудаизма, только евреи имеют безусловное и Богом данное право на эти земли, считающиеся священными и уготованными для прихода «машиаха», которого евреи все еще ждут. Перед такой абсолютной для религиозных евреев целью судьба палестинцев и любые соображения большой политики не стоят и выеденного яйца.

В 1956 году можно было соглашаться со всеми доводами, политическими и военными, которыми Бен-Гурион оправдывал начатую Израилем войну за Суэцкий канал – но лишь до тех пор, пока он (при всем его атеизме и гордом несоблюдении религиозных требований иудаизма) не заявил в Кнессете на третий день войны, что настоящая причина ее — восстановление царства Давида и Соломона в его библейских границах. Как только он это сказал, почти все члены Кнессета встали и запели национальный гимн. В те дни ни один сионистский политик не подверг сомнению тезис Бен-Гуриона о том, что политика Израиля должна считать своей задачей (разумеется, в пределах возможного) восстановление библейских границ еврейского государства. Бен-Гурион даже не делал вид, что восстановление царства Давида и Соломона станет благом для кого-либо, кроме еврейского государства.

Необходимо иметь в виду, что предрассудки классического иудаизма влияют на еврейскую массу в тысячу раз больше, чем те части Библии или даже Талмуда, которые имеют реальную религиозную и этическую ценность.

К примеру, большинство евреев считает самым святым и торжественным актом в богослужебном календаре иудаизма (важном для многих евреев, весьма далеких от религии), известную молитву Коль Нидрей. Эта молитва, произносимая в канун Йом Кипура, является декламацией самоувещеваний, согласно которым все личные обеты, которые будут сделаны молящимся в следующем году, заранее объявляются недействительными.

В личной жизни сходную роль играет молитва Кадиш, которую в дни траура произносят сыновья покойного якобы для того, чтобы души их умерших родителей попали в рай. Между тем, это простое цитирование арамейского текста, непонятного для абсолютного большинства молящихся.

Сочетание лицемерия и жажды наживы пронизывает классический иудаизм насквозь. В Израиле общественное мнение начинает это осознавать. Поэтому высокопоставленные религиозные деятели — раввины и религиозные политики – имеют там очень скверное моральное реноме. Это же, до некоторой степени, относится и к большинству ортодоксальных евреев, снискавшим репутацию людей двуличных и алчных.

Порядочные израильские религиозные евреи (а многие из них, несомненно, таковы) честны не благодаря влиянию религии и раввинов, а вопреки ему. С другой стороны, в тех сферах жизни Израиля, которые находятся под контролем религиозных кругов, уровень жульничества, алчности и продажности далеко выходит за рамки, терпимые в нерелигиозном обществе.

Разумеется, общественное мнение (часто основанное на предубеждении) не может подменить собой объективный социальный анализ. Тем не менее, мало кто оспаривает тот факт, что ведущие религиозные деятели, действующие под разлагающим влиянием ортодоксального иудаизма, склонны к жульничеству и взяткам. Поскольку в общественной жизни Израиля религия — лишь одна из активных социальных сил, ее влияние на широкие массы намного меньше, чем на раввинов и активистов религиозных партий.

Активная и сознательная враждебность классического иудаизма к неевреям серьезно влияет как на его носителей, ортодоксальных евреев, так и на его наследников-сионистов, через которых она воздействует на израильскую политику. С 1967 года Израиль становится все более и более еврейским, поэтому его политика во все большей степени основывается на еврейской идеологии, а не на рациональных интересах. Это идеологическое влияние обычно остается незамеченным иностранными экспертами, склонными игнорировать или недооценивать влияние еврейской религии на израильскую политику. Именно поэтому многие из их предсказаний оказываются неверными. В самом деле, правительственные кризисы в Израиле нередко вызывались чисто религиозными причинами, порой совершенно ничтожными.

Внимательное изучение основных принципов израильской стратегии ясно показывает, что еврейская идеология более, чем что-либо другое, определяет реальную политику Израиля. Еврейская идеология влияет на многих евреев тем сильнее, чем меньше о ней говорят открыто. Иудаизм призывает израильтян к тотальной мобилизации, требует беспрекословного соблюдения религиозных предписаний и требований. Эта религия, как в раннюю эпоху истории, так и теперь, служит им средством для всего их существования.

—————————————————-

Статья отмечена премией редакции интернет-издания Хайвей

комментария 2 to “Влияние религии на политику. Иудаизм.”

  1. Антон Says:

    Даже я, являясь неевреем, вижу антисемитскую направленность данной статьи. Многие факты ее автор намеренно искажает. Например, молитва «Коль нидрей» — это просьба к богу простить человека за все обещания, которые он дал в прошедшем году и не смог выполнить; а не заранее снять с себя грехи, как утверждает автор, поскольку в этом полное противоречие иудаизму.

Оставьте комментарий